Проект "Народы России"

Автор: Гилёва Светлана Владимировна вкл. .

Проект в детском саду

"Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок"

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь ее. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, через организация доступной деятельности. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. 

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Одним из таких источников является сказка, через сказку дети знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни. Сказка возвращает культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Вид проекта: познавательный, творческий, театрализованный, игровой.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов России.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с фольклором народов России через сказки.
2. Обогащать словарный запас названиями предметов быта и инструментов.
3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
4. Развивать у детей творческое мышление, внимание и память.
5. Развивать у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке и культуре.
6. Расширять представления детей образа жизни, национальных традиций, обычаев нородов России через подвижные игры.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с бытом и традициями народов России через народную сказку:

Использование пословиц, загадок, поговорок, закличек, потешек.
- Чтение народных сказок
- Использование народных песен и танцев.
- Проведение народных игр.
- Использование народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о быте нородов.
- Беседы, загадки
- Рассматривание иллюстраций книг, альбомов
- Организация выставок.

Воспитанники младших групп знакомились со сказками русского народа.

Проект в первой младшей группе "Наши любимые сказки!"

Срок реализации три недели.

Малыши погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», "Теремок».
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей.
Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.
Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.
Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
3. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
4. Закреплять интерес детей к русским народным сказкам.
5. Побуждать детей к речевым высказываниям.
6. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Ознакомление с художественной литературой.

  

  

 сказка "Теремок"

Театр на прищепках

сказка "Курочка Ряба"

Рисование "Золотое яичко"

  

   

сказка "Репка"

Рисование "Раскрась репку"

Лепка "Репка"

 Магнитный театр на мольберте "Репка"

Работа с родителями

Выставка рисунков "Наши любимые сказки"

Консультация "Сказка в жизни ребенка"

Проект во второй младшей группе  «В гостях у сказки»

Тип проекта: художественно- эстетический
Продолжительность: краткосрочный (3 неделя)
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проблемы:
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.
Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.
- рмировать умение пересказывать сказки.
2. Развивающее:
- Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.
3. Воспитательные:
- оспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.
- Пробуждать интерес к сказкам.

 

Театр на мольберте "Теремок"

       

Инсценировка русской народной сказки "Колобок"

    

Показ спектакля русской народной сказки "Теремок"" для воспитанников детского сада.

С  детьми 4-7 лет в детском саду реализован проект "Приобщение дошкольников к культурному наследию народов России на основе сказок" 

Проект в средней возрастной группе.

  

Ознакомление с предметами быта русского народа.

Аппликация "Нарядный платочек", рисование "Матрешка - символ России"

Инсценировка русской народной сказки "Заюшкина избушка"

   

     

На занятиях по физическому развитию дети ознакомились с народными играми.

 

Подвижный игры: "Гуси", "Петушок", "У медведя во бору".

 Проект в старшей возрастной группе. 

Ознакомление дошкольников с предметами быта русского народа.

Демонстрационный материал "Россия - моя страна!"

    

Пластилинография "Бурятский национальный костюм"

  

Выставка детских работ 

Инсценировка русской народной сказки "Репка"

   

  

Показ театра для воспитанников детского сада
татарская народная сказка "Три дочери" 

  

    

   

Воспитатель по физическому развитию познакомила детей с подвижными играми народов России

   

Подвижая игра "Горшки"

    

Подвижная игра "Займи место"

    

Подвижная игра "Серый волк"

   

Татарская подвижная игра "Тимербай"

    

Подвижная игра "Хлопушки"

Проект в подготовительной к школе группе

   

Рассматривание иллюстраций, фотографий, журналов. 

     

Ознакомление с  рукоделием и промыслами русского народа.

   

   

   

Офррмление предметной среды в группе. Сбор национальных костюмов, аксессуаров одежды, утвари, музыкальных инструментов народов России.

Оформление выставки детских работ "Расписные дощечки и ложки"

 

Информацияонный стенды для родителей "Роль народных игр и игрушек в воспитании детей", "Роль родителей в возраждении русских традиций", "Дымковская игрушка".

Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».

      

Ребята познакомились с народными подвижными играми: "Караси и щука", "Пятнашка", "Хлебчик", "Колдун".